На необъятных просторах Руси чудом выжили и продолжают стоять столетние красавцы –деревянные дома, украшенные ажурной резьбой. Сказочная красота этих домов завораживает. На их стенах нет памятных досок с указанием имен архитекторов, создававших это чудо. Их были тысячи, десятки тысяч умельцев: аргунов, косопузов… (в каждом регионе их именовали по-разному), чье ремесло состояло в сотворении красоты – ажурной домовой резьбы: прорезной, рельефной, скульптурной, накладной… Резьбой (в разной степени) был украшен каждый дом.

Рязанские дома

«Все говорило о страстной тяге наших предков к красоте» (И. Глазунов). И все это также говорит о древности и самобытности русской культуры. Очень многое забыто, в том числе и глубинный смысл строительной орнаментации. На это еще в 1918 г. обратил внимание Сергей Есенин в очерке «Ключи Марии», когда писал о «нашем не поясненном и не разгаданном никем бытовом орнаменте».

«Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца … носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице… Отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу… Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего», — и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента. Если б хоть кто-нибудь у нас понял в России это таинство, которое совершает наш бессловесный мужик.»

г. Рязань

Опоэтизированный мир русской деревни словно обрел вторую жизнь в творчестве Сергея Есенина. Понимавший сокровенную суть крестьянской жизни в очерке «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба… — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще… отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов.

Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути.

Единственным… хранителем этой тайны была… деревня».

Родина поэта – село Константиново, расположенное на правом берегу Оки, в 43 километрах от Рязани, поражает уникальностью ландшафта и удивительной красотой природы. Село относится к одному из красивейших.

«Не просто же так издревле рязанских мастеров – строителей уважительно называли «Рязань косопузая». Определение «косопузости» происходит от носимого за поясом топора, при помощи которого рязанские мастера могли и дом срубить, и мебель сделать». (Ю. Ульянов)

Многие дома, построенные руками умелых мастеров, сохранились, но с каждым годом их становится все меньше. Хрупкая и беззащитная красота, не выдерживая натиска бетонных коробок, уступает им свое место.

г. Рязань

Это уходящее очарование сказочной красоты стало источником вдохновения уже для современной поэзии.

Я уйду в кружева
деревянных “оков”,
откажусь
от бетонной “свободы”.
Заберусь в эти книги
ушедших веков,
где историй –
на долгие годы.
Сквозь прозрачную вязь
постаревших страниц,
словно в кущах
небесного сада,
я увижу волшебных,
диковинных птиц,
ожерелья цветов.
И отрада
прибежит в мое сердце
веселой волной
от высокой светелки
и фриза.
Будут солнце и звезды
сиять надо мной,
над ажуром
резного карниза.

Автор: Надежда Буранова

Наряду  с уникальной  деревянной домовой  резьбой сохранились  (в гораздо меньшем количестве) образцы ажурной каменной резьбы. Облик зданий, в архитектуре которых присутствует ажурная каменная работа, сильно поврежден, но даже то, что сохранилось, восхитительно.  Рельефное художественное оформление окон,  дверных проёмов, белокаменные резные колонны – все это свидетельство высококлассного профессионального мастерства  русских зодчих, каменщиков и камнерезов.  Имена их, за небольшим исключением,  почти не известны. Одним из таких исключений является имя  Якова Бухвостова – талантливого русского зодчего- крестьянина из подмосковного села Никольское – Сверчково.

Именно его имя указано на информационном табло Успенского собора в Рязани. Выполненный из красного кирпича с характерным пышным белокаменным декором, Успенский собор представляет собой уникальный архитектурный шедевр, являясь украшением Рязани.

Однако, настоящее имя современной Рязани – Переяславль Рязанский, который был построен  в междуречье рек Трубеж и Лыбедь, став заменой стертому с лица земли знаменитому городу, стоявшему на реке Оке.

«Имя Рязань носил в древности совсем другой город, расположенный в 50 км к юго-востоку от современного. Это был могущественный, богатейший город, важнейший  торговый центр на великом «янтарном пути» из Балтийского моря в Черное. Рязанью  назывался в то время и весь могущественный тогда край  в бассейне среднего течения Оки, вплоть до верховьев Дона. Здесь  высочайшего уровня развития достигли культура и искусство. Географы 9 – 10 веков называли этот край Артанией, описывая  его как один  из трех важнейших центров Древней Руси». (Е.В. Михайловский «Рязань. Памятники архитектуры и искусства»)

Название Артания вновь введено в оборот.  В частности, в Музее истории рязанского леденца можно узнать, что «Артания – это земля плодородная и божественная».

Разрушенный в 13 веке город Рязань больше никогда не возродился. Сейчас это место называется Старая  Рязань. Стоящая на высоком берегу  реки Оки, недалеко от впадения в нее реки Прони, Старая Рязань своим географическим положением, как отмечает исследователь Ю. Ульянов,    подтверждает традицию расположения древних русских городов, согласно которой  они   строились не просто на берегах рек, а на стыке двух рек.  Являясь важнейшей частью основного торгового пути из Балтийского в Черное море, Ока (как и реки Верда, Воронеж, Дон и др.) на своем протяжении тщательно охранялась белопоместными  казаками, проживавшими в специально созданных полковых поселениях, получивших название Шилово. ( Ю. Ульянов «Артания – Русь Арийская»). Населенные пункты Шилово сохранились до сих пор в Рязанской и Воронежской областях. И что интересно – они по-прежнему стоят на месте сляния двух рек.

Проводимые на месте Старой Рязани археологические исследования не перестают удивлять специалистов – в огромном количестве отыскиваются необыкновенные по красоте ювелирные изделия, технологии изготовления которых намного превосходят современные возможности. По количеству находимых монетных кладов Старая Рязань является одним из главных мест.

Знаменитые «Рязанские Бармы» хранятся в Оружейной палате в Москве, в Эрмитаже в Петербурге и Кремле современной Рязани.

Возможно, что сокрытый землей древний город откроет свои тайны, и многие исторические события предстанут совершенно в другом свете.

А пока каждого приезжающего в этот чудесный город встречает установленный прямо у выхода с вокзала красочный плакат с вопросом: «А вы знали, что Старую Рязань называют «Русской Троей»?