Часть 1
В Алмазном фонде Московского Кремля вместе с уникальными царскими коронационными шедеврами находится отдел современного ювелирного искусства, в котором представлены изделия, созданные руками русских ювелиров уже после революции. Мастера Экспериментальной лаборатории Гохран смогли не только воссоздать некоторые из утраченных сокровищ, но и создать уникальные драгоценные украшения, ставшие легендами мирового ювелирного искусства. Реставраторы и ювелиры В. Николаев и Г. Алексахин в 1980 г воспроизвели по фотографиям и описаниям копию без следа исчезнувшей роскошной диадемы с колосьями, дав ей новое название «Русское поле». Это «одно из лучших произведений Алмазного фонда, выполненное по мотивам рисунков XIX в. Золотые колосья ржи, платиновые коробочки льна, усыпанные мельчайшими бриллиантами и закрепленные подвижно, тянутся к солнцу. «Солнце» – крупный, золотистый бриллиант массой 35,52 кар».
Через 7 лет этими же ювелирами была восстановлена диадема «Русская красавица». Её история известна. Сначала эту диадему купил на аукционе герцог Мальборо. Затем она была продана Имельде Маркос (жене 10 президента Филиппин), позже диадема была конфискована государством, в котором в настоящее время и находится.
Однако, «повторив, в основном, рисунок украшения, русские ювелиры создали совершенное, новое произведение. Оправа выполнена из благородной платины, прекрасно гармонирующей со сверкающими бриллиантами и матово-мерцающими жемчужинами.»
Драгоценный убор в форме русского кокошника всегда был и по-прежнему остается важнейшей частью ювелирного искусства. Для всех известных на сегодняшний день ювелирных домов: Chanel, Chaumet, Boucheron, Cartier – русская тема и кокошник по-прежнему остаются богатым источником вдохновения.
А все ныне здравствующие королевы и принцессы на все светские мероприятия надевают кокошники, с удовольствием донашивая дореволюционные царские, либо же новые, изготовленные по их образцам.
Выставочный зал Алмазного фонда России начал свою работу как временная экспозиция исторических сокровищ России, которая открылась 2 ноября 1967 г. в здании Оружейной палаты Кремля. «Предполагалось, что уникальные экспонаты будут демонстрироваться в течение года, а затем вернутся на хранение в Гохран. Но выставка стала столь крупным событием в культурной жизни страны и всего мира, что было принято решение преобразовать ее в постоянно действующую экспозицию.» За это время сокровищница Алмазного фонда пополнилась большим количеством ювелирных изделий, которые по художественной ценности и технике исполнения не уступают собранию прошлых веков и являются признанными мировым сообществом шедеврами ювелирного искусства.
Одна из таких работ – непревзойденный шедевр – Белая платиновая роза. «В практически не видимой платиновой оправе закреплены почти полторы тысячи (1466) мельчайших бриллиантов. Цветок розы прикреплен к стеблю при помощи скрытой пружинки-трясульки, и при малейшем движении воздуха роза вспыхивает мириадами бриллиантовых искр. Авторы — В. В. Николаев и Г. Ф. Алексахин в 1970 г. выполнили Розу в натуральную величину настоящего цветка».
Роза настолько хороша, что главный хранитель фондов Гохрана, Евгений Гапанюк, посвятил ей свое стихотворение.
Этой розе нет подобных
и равных в мире.
Не в заморских пределах ты черпала силы,
Богатея казной от заморских дворов.
Создавалась и строилась наша Россия
вдохновенным талантом своих мастеров.
И наполняет сердце силы любви, надежды и добра.
Если в этом мире есть Россия,
И есть в России мастера.
Богатство недр России, а также виртуозное мастерство русских ювелиров всегда приводило и приводит в восхищение многочисленных путешественников.
Один из них – Александр Дюма, посетивший множество русских городов в 1858-59 гг и издавший по следам своей поездки книгу «Путешествие по России» (Voyage en Russie), написал следующее.
«На ярмарке в Нижнем я видел, как продают на вес бирюзу, рубины, изумруды, как у нас продают орехи. Русские ювелиры – самые лучшие мастера по обработке драгоценных камней, нигде в мире им нет равных в искусстве огранки алмазов.»
Часть 2
В Оружейной палате Московского Кремля, хранящей множество предметов, обладающих особой художественной и культурно-исторической ценностью, находится определенное количество экспонатов, имеющих всемирную известность. Но вот таблички с описанием этих экспонатов содержат информацию, не совсем совпадающую с общепринятой.
Императорские яйца Фаберже – безусловный феномен мирового ювелирного искусства. Их можно увидеть (из тех, что не были утрачены) в музее Фаберже, Эрмитаже, Павловске, Петергофе…Есть они и в Оружейной палате в Москве и содержат довольно интересное описание. Экспонат под № 5: «Яйцо пасхальное «Клевер» Санкт – Петербург, фирма Карла Фаберже, 1902 г. Мастер Михаил Перхин. Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.»
О том, что Карл Фаберже не является автором яиц, носящих его имя, а их создателем был знаменитый ювелир Михаил Перхин, а затем служащие его собственной компании, еще в 1980 г. написала в своей книге «Страна Жар-птицы. Краса былой России» американская писательница Сюзан Масси.
«Петер – Карл Фаберже был россиянином в третьем поколении. В 1685 году семья Фаберже бежала из Франции. Отец Петера-Карла, Петер-Густав Фаберже, приехал в Санкт-Петербург и устроился учеником к русскому ювелиру. В 1872 году Петер-Карл стал управляющим фирмы, в которой работали два его брата, а впоследствии — и все четыре сына.
Вершины расцвета фирма достигла в 1881–1917 годах — во время правления двух последних российских императоров. В то время в мастерских Дома Фаберже работало до семисот весьма искусных мастеров, имевших свои собственные мастерские. Пасхальные яйца изготавливались ювелиром Михаилом Перхиным до 1903 года, года смерти этого мастера. Он приехал в столицу из Петрозаводска и, пожалуй, был самым талантливым из всех ювелиров фирмы Фаберже. Выходец из крестьянской семьи, Перхин был отдан учеником в ювелирную мастерскую, а в 1886 году открыл собственное дело. С того момента он работал исключительно для Фаберже. После смерти Перхина мастерскую возглавил его помощник и главный специалист Хенрик Вингстрем, финляндский швед, работавший со знаменитым ювелиром с самого начала.”
Не менее интересные сведения о Михаиле Перхине и Карле Фаберже были размещены на выставке «Фаберже и придворные ювелиры России», проходившей в Историческом музее Москвы в январе- феврале 2021. С апреля по октябрь эта же выставка проходила в Туле. В экспозиции наряду с великолепными произведениями ювелирного искусства был представлен полный список «Придворных мастеров- ювелиров Санкт-Петербурга.»
Интересно то, что вопреки названию выставки «Фаберже и придворные ювелиры», среди перечисленных 32 фамилий придворных мастеров-ювелиров имя К. Фаберже не упоминается. Но в этот список входит М.Е. Перхин и сотрудник его мастерской Г. Вингстрем, продолживший дело М.Е. Перхина после его смерти.
Помимо знаменитой серии императорских пасхальных яиц, создателем которых являлся М.Е. Перхин, авторству знаменитого ювелира принадлежит множество великолепных изделий: табакерки, украшения, портсигары и др. Фотографии некоторых из них размещены в каталоге, изданном к этой выставке. Под всеми ювелирными работами стоит 2 подписи:
Фирма К. Фаберже. Мастерская М.Е. Перхина.»
Итак, в 19 – начале 20 века знали, что создателем знаменитых императорских пасхальных яиц и множества царских ювелирных украшений был выдающийся ювелир – Михаил Евлампиевич Перхин (1860 – 1903).
«Перхин Михаил Евлампиевич – русский ювелир, родился в 1860 году в деревне Окуловская, Шуйского уезда, недалеко от Петрозаводска. В 80-ых годах начинает работать в фирме Карла Фаберже, с 1886 года – главный мастер и главный художник этой фирмы, одновременно владелец собственной мастерской. Именно в период работы М. Перхина главным художником фирмы Фаберже был создан тот особый стиль, который вошел в историю искусства, как «стиль Фаберже». Ювелирные изделия, выполненные по эскизам и при участии М.Перхина, всегда отличались особой изысканностью, выразительностью форм, пластической чистотой, и, как отмечают исследователи наследия творчества К. Фаберже, особым русским чувством. С 1895 г. купец 2-й гильдии, почетный гражданин Петербурга.» (Информация из музея «Собрание» Москва.)
М. Е. Перхин как прославленный при жизни ювелир получил право ставить своё собственное клеймо «М.П.» на изделия, им созданные. Помимо знаменитых пасхальных яиц, на которых стоят его инициалы, М.Е. Перхин был автором множества подарков членам императорской семьи, также отмеченных его авторским клеймом – «М.П». Его автограф стоит и на самом дорогом изделии фирмы «Фаберже» –серебряных часах с бриллиантовыми стрелками, преподнесенных на серебряную свадьбу Александру III. В 1996 году эти часы были проданы на аукционе «Christie’s» в Нью-Йорке за 1 млн. 650 тысяч долларов, а в 2006 году на аукционе ‘этого же дома «Christie’s» они были оценены в 4-6 млн. фунтов стерлингов. Изделия с клеймом известного ювелира родом из Карелии высоко ценятся на крупнейших аукционах мира. Именно на этих аукционах, где распродавалось и до сих пор перепродается наследство Российской Империи и было обнаружено огромное количество ювелирных изделий с клеймом «МП». По этому автографу ювелирами Петербурга было восстановлено имя М.Е. Перхина, а в 2010 году в Петербурге была восстановлена его могила. К 150-летию со дня рождения мастера был учрежден «Орден Михаила Перхина». Им награждены ювелиры 16-ти стран, достигшие безупречного ювелирно-технологического уровня, а также историки и искусствоведы.
В 2011 в Карельском государственном краеведческом музее состоялась презентация книги «Михаил Перхин – Ювелир Фирмы Фаберже. Кавалеры ордена Перхина»
Мастерская Михаила Евлампиевича за время его работы и руководства выпустила около 20 тыс. изделий. Знаменитая Пасхальная коллекция, которая насчитывает всего 52 яйца, содержит 28 работ мастера. В 1891 году число сотрудников его мастерской составляет 16 человек. А к концу 90-х мастеров становится уже более 50 человек. К сожалению, талантливый ювелир прожил только 43 года. После смерти М.Е. Перхина мастерскую возглавил его ученик, а затем главный помощник – Генрик Вигстрем (1862-1923), работавший со знаменитым ювелиром с самого начала. Он и продолжил традицию изготовления Пасхальных яиц вплоть до 1917. Мастерская Г. Вингстрема также значится в списках придворных ювелиров.
Часть 3
В Оружейной палате можно увидеть яйца Фаберже, изготовленные Г. Вингстремом.
Уникальность Пасхального яйца «300-летие Дома Романовых» (одного из знаменитых императорских ювелирных яиц, 10 из которых в настоящее время хранятся в Оружейной палате Московского Кремля) заключается в том, что оно «покрыто 18 миниатюрными (размером с ноготь) портретами, исполненными на пластинах из слоновой кости кисточкой, толщиной с человеческий волос.» Мастер этого шедевра указан: «художник – миниатюрист Василий Зуев.»
Имя Василия Ивановича Зуева (1870-1941) – выдающегося русского живописца, считавшегося непревзойденным мастером в искусстве создания портретной миниатюры, было возвращено из небытия несколько лет назад. Во многом это заслуга В.В. Скурлова – учёного секретаря Мемориального фонда Фаберже. В результате проведенных исследований было установлено, что « Отличие работ Василия Зуева от работ других миниатюристов заключается в том, что созданные им портретные миниатюры , не боятся увеличения. И этот феномен не разгадан до сих пор. Это уникальная авторская технология. Можно сказать, что с уходом Василия Зуева из жизни она ушла вместе с ним.»
В.В. Скурлову на основе архивов, уцелевших в Финляндии, удалось установить, что выдающийся живописец В.И. Зуев – выходец из крестьянской семьи села Кременки (Чердыклы Симбирской губернии) благодаря своему уникальному дарованию получил звание придворного живописца. «Работы В.И. Зуева украшают 12 императорских пасхальных яиц, а это 69 миниатюр. Помимо этого, им создано 120 миниатюр для Кабинета Его Величества и царского аппарата по разработке подарков.» С 1903 по 1917 год только Василий Зуев имел право рисовать портреты царствующей династии, став последним и единственным художником-портретистом царствующего дома Российской империи.
К настоящему времени В.В. Скурловым написана книга «Василий Зуев – придворный миниатюрист, художник фирмы Фаберже» (2017).
В 2016 г. был учрежден Орден Василия Зуева, которым награждаются художники- миниатюристы высшей квалификации, а также деятели, способствующие пропаганде творчества Василия Ивановича Зуева.
А в селе Чердыклы (теперь уже Ульяновской области), где родился и умер выдающийся живописец был открыт музей Василия Зуева. Один из шедевров, созданных В.И. Зуевым, – яйцо «Пятнадцатилетие царствования» – можно увидеть в Петербурге в Музее Фаберже.
«Это единственный пасхальный подарок, который украшен одновременно и портретами, и повествовательными историческими композициями. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой транспарентной переливчатой эмалью и разделена на восемнадцать сегментов рельефными зелеными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками.
В них, как в драгоценные рамы, помещены «художественно и тончайше исполненные» миниатюры, написанные Василием Ивановичем Зуевым (с 1904 года – основным автором живописных миниатюр по слоновой кости в фирме К. Фаберже) акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя».