Среди бронзовых фигур станции Площадь Революции Московского метрополитена находится скульптура матроса-сигнальщика. Это также запечатлённый образ реального человека – Олимпия Рудакова (1913-1974), бывшего краснофлотца линкора «Марат», дослужившегося до чина контр-адмирала.
История, связанная с ним, довольно любопытна.
2 июня 1953 г. в Великобритании состоялась коронация Елизаветы II. Для участия в торжествах от СССР был направлен военный корабль – крейсер «Свердлов» под командованием капитана Первого ранга О.А. Рудакова.
Поход этот оброс легендами, в которых трудно отделить правду от вымысла, поскольку сам Рудаков не любил об этом вспоминать и рассказывать. Но достоверно известно, что через год, в 1954 г., в СССР был выпущен знак «За поход в Англию», которым были награждены все члены экипажа крейсера «Свердлов».
Во время следования корабля в Портсмут начался шторм, из-за которого крейсер не успевал на начало торжества, а по протоколу поздравлять королеву должны были первыми именно русские моряки. Торжества откладывались. Наконец появился советский корабль, который на большой скорости вошёл в узкий, запруженный судами пролив, и пришвартовался на положенном месте всего за 12 минут вместо полутора часов. По словам Оксаны Бондаренко – директора Музея транспорта Москвы, по удивительному стечению обстоятельств Олимпий Рудаков стал главным героем бала, устроенного по случаю коронации, и сама королева подарила ему первый тур вальса.
Однако, самым любопытным фактом в этой истории является подарок, который Рудаков преподнёс королеве от Советского правительства (его возглавлял тогда Г. Маленков). Это был символ монаршей власти – коронационная горностаевая мантия. Принадлежала ли эта мантия русскому царскому двору или же была сшита специально для королевы уже в советское время, об этом история умалчивает.
В собственности английской королевы Елизаветы II находится не только горностаевая мантия, привезенная из России, но и русская корона – кокошник, известная под названием Владимирская Тиара, принадлежавшая до революции царствующей династии Российской Империи.
Но если горностаевая мантия была привезена королеве в дар от Советского правительства по случаю её коронации в 1953 году, то Владимирская тиара была просто куплена английским королевским двором, правда не самой Елизаветой II, а её бабушкой – Марией Текской.
Владимирская Тиара – роскошная корона, сделанная в форме русского кокошника, состоит из пятнадцати перевитых бриллиантовых колец. В центре каждого кольца располагалась подвеска с жемчужиной. Первой хозяйкой Владимирской тиары стала Великая княгиня Мария Павловна, получившая ее в дар от своего мужа – Великого князя Владимира Александровича (третьего сына Александра II) в 1874 году.
После революции Мария Павловна оказалась единственной представительницей царствующего дома, кому удалось сохранить все свои драгоценности. “После её смерти в 1920г. эта тиара перешла по наследству к её дочери – Елене Владимировне, которая продала фамильную реликвию за 28 тысяч фунтов. Покупательницей стала Мария Текская – бабушка будущей королевы Елизаветы II. В 1953 году Владимирская тиара перешла по наследству Елизавете II и стала одним из ее любимых украшений”.
Именно во Владимирской тиаре Елизавета II изображена на её официальном портрете для Канады – государства, главой которого является английская королева.
И по этому поводу сделано очень интересное наблюдение: Канада – государство, образованное в 1867 году спустя три месяца после подписания договора о продаже Аляски, находится под управлением короны, принадлежавшей Русскому Императорскому Дому.
(Информация из лекции, прочитанной Е. Слеповой в Музее Москвы и с сайта История РФ)
Владимирская тиара – не единственная драгоценность, принадлежавшая русскому императорскому дому, которая после революции 1917г. оказалась в собственности английского королевского двора. Большую ценность представляют также две роскошные сапфировые броши, обрамленные множеством бриллиантов.
Одну из них – с жемчужной подвеской – королева Елизавета II носила во время своего визита в Россию в 1994 г. Обе броши принадлежали матери последнего русского царя – Марии Федоровне, имевшей уникальную коллекцию украшений из сапфира, которая разошлась в неизвестных направлениях после революции. Очень любила сапфиры также и Мария Текская (бабушка Елизаветы II), которая и купила у наследников Марии Федоровны эти броши, а также жемчужное колье с огромным сапфиром и бриллиантами.
Общее количество русских царских драгоценностей, находящихся в настоящее время в пользовании нынешних хозяев Букингемского дворца, огласке не предаётся.
Сам же королевский дворец (Buckingham Palace) довольно скромен как снаружи, так и внутри. По красоте и величию он уступает резиденции посла Великобритании в Москве, расположенной в бывшей усадьбе «сахарного короля» Российской Империи купца П.И. Харитоненко. Во время своего визита в Москву в октябре 1994 года здесь останавливалась Елизавета II. По словам главы дипмиссии Великобритании Энтони Брентона (Anthony Russell Brenton), сама королева отметила, что «это самая красивая британская резиденция в мире.»
«Мы не живем в этой роскоши, – продолжает далее свой рассказ посол. – Мы живем в скромных комнатах, а эти помещения – для гостей. Во время приемов у нас бывает 300-400 человек.» Традиционно во время подобных приемов подают курицу по-королевски. Это «курица в соусе из карри и майонеза. Это блюдо всегда подают на торжествах по поводу коронации королевы, поэтому оно так называется», – пояснила жена посла – С. Брентон корреспонденту газеты «Известия». (Обращает на себя внимание более чем скромное меню, предназначенное для коронационных торжеств).
Возвращаясь к Букингемскому Дворцу – королевской резиденции в Лондоне, нельзя не увидеть расположенный перед дворцом центральный памятник – шестиметровый монумент королевы Виктории (1819 – 1901), окончательно завершённый накануне первой Мировой войны.
Спустя 10 лет, в 1924 г., вокруг монумента были установлены восемь бронзовых скульптур. Сред них особенно выделяются две фигуры, символизирующие Промышленность и Сельское хозяйство, – Рабочий с молотом и Крестьянка с серпом.
Сложно не заметить аналогий со знаменитой скульптурной композицией «Рабочий и Колхозница», созданной в 1937 г. Верой Мухиной. Изначально этот монумент был изготовлен для всемирной выставки в Париже, проходившей в том же году под девизом «Искусство и техника в современной жизни». В Париже «Рабочий и Колхозница» были установлены на пьедестале высотой 34 метра, возвышаясь над всей выставкой. За свою работу Вера Мухина была удостоена высшей награды. Всего же Жюри Всемирной выставки присудило представителям СССР 593 награды. «Рабочий и Колхозница», ставшие символом триумфа СССР, в 1938 г. были установлены на ВДНХ. С 1948 года изображение скульптуры стало эмблемой киностудии Мосфильм и, в целом, всей советской эпохи.
Сама же Вера Мухина называла свою работу несколько по-другому- «Рабочий и Крестьянка».
Что же касается лондонских скульптур Рабочего и Крестьянки, стоящих по левую и правую стороны от монумента английской королевы, то здесь уместно вспомнить , что символ монаршей власти – коронационная горностаевая мантия – также имеет отношение к СССР, т.к. была доставлена в Англию на крейсере «Свердлов» Олимпием Рудаковым в качестве подарка от Советского правительства по случаю коронации Елизаветы II в июне 1953 года.
На въездных воротах Букингемского дворца также находятся установленные в 1911 г. две бронзовые фигуры – Лев и Единорог, образующие королевский герб Великобритании. В настоящее время считается, что Лев представляет Англию, а Единорог символизирует Шотландию.
Однако, до определенного времени (предположительно до конца 17 века) Единорог и Лев наряду с Двуглавым Орлом были символами власти русских царей и олицетворяли собой верховную власть.
В собрании Оружейной палаты Московского Кремля находится выполненный из слоновой кости роскошный трон, увенчанный золотым Двуглавым Орлом. (Указанная дата изготовления – конец 16 – начало 17 века). Такой же Орел с атрибутами царской власти вырезан по центру спинки трона. А по обе стороны от Орла – фигуры Единорога и Льва. Копию этого трона можно увидеть в музее –заповеднике «Александровская Слобода» (г. Александров)
Барельеф с изображением Льва и Единорога сохранился на фасаде здания Синодальной типографии (Печатный Двор) – одного из старейших и красивейших зданий Москвы (Никольская ул., 15).
В расположенном поблизости Историческом музее можно приобрести сувенирную монету с изображением здания музея. А на оборотной стороне – все те же Лев и Единорог, как указано в описании к монете, «отчаянно сражающиеся за корону. Два гордых зверя делят корону в центре Москвы на шпилях башен здания Исторического музея.»
И, действительно, этот сюжет борьбы Единорога и Льва за корону запечатлен на одной из башен. А на другой башне изображен исход борьбы: коронованный Единорог и Лев под покровительством Двуглавого Орла.
В английском гербе акценты расставлены по-другому: Лев коронован, а Единорог прикован цепью.
Однако, 3 октября 2019 г. произошло очень символичное событие – Единорог вместе с приковывавшей его цепью упал с главных ворот Букингемского дворца, и «герб Соединенного Королевства лишился знаковой фигуры.»
*В книге Ф. Солнцева «Древности Российского Государства» этот трон указан как «трон слоновой кости Иоанна III.