Время от времени на страницах журналов мод (и не только) появляются статьи, посвященные рассказам о, пожалуй, самой популярной одежде, которую носят во всем мире уже несколько поколений. Это, конечно же, изделия, изготовленные из джинсовой ткани, – всевозможных моделей джинсы, рубашки, платья, куртки…

Родоначальником джинсовой моды традиционно считается американская компании Levi’s, которая «в 60-х годах прошлого века выпускает свою знаменитую модель Trucker Jacket, и с этого момента поезд популярности на джинсовки было не остановить» (Журнал Vogue). Широко известно также, что до того, как стать модной одеждой, изделия из джинсовой ткани предназначались для рабочих и ковбоев. Однако, происхождение джинсовой ткани не менее интересно, чем история ковбойских сапог, которые до сих пор называются Kossaki, что напрямую указывает на из связь с традиционными русскими сапогами из юфти и сафьяна (см. статью «Русская кожа»).

В Вологде в Государственном Историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике можно увидеть образцы традиционного народного костюма. В том числе и костюма, который так же, как и сапоги – Kossaki, называется Казачок. И в этом костюме сложно не узнать утепленную и удлиненную современную «джинсовую куртку». «Джинсовая» ткань называлась синей крашениной, и способ ее изготовления, а также пошив одежды из нее был давно известен на Руси.

(Казачок из синей крашенины. Харовский район. Нач 20 в. Ткань шерстяная, холст, ткань хлопчатобумажная, тесьма, шитье ручное.)

Не менее интересен и костюм охотника зырянина (кон.19 – нач. 20 века). Кафтан из крашенины, отделанный натуральной кожей, небольшая напоясная сумка – все эти элементы старинного костюма кажутся вполне современными и даже хорошо знакомыми.

(Рубаха, порты, кафтан –холст, крашение. Лузан, ремень, кошелек, сумка, кожа, металл. Устьсысольский уезд. Вологодская губерния).

«Славянские костюмы, – писал художник И.С. Глазунов, – просуществовали во всей своей самобытности на протяжении веков вплоть до революции, после чего их сменил стеганый ватник…»

Выведенный из каждодневной носки, русский костюм тем не менее остался источником вдохновения для дизайнеров, занявших в 20 веке лидирующие позиции в мире моды. Об этом откровенно писали в своих воспоминаниях и Шанель, и Диор, и Карден, и Ив Сен Лоран и др. (См. статью «Русский стиль в мировой моде».)

Но для поколений, выросших уже в советское время, богатство и разнообразие народного костюма уже было полностью забыто и не интересно. И все внимание и средства были направлены на поиск и приобретение «импортного дефицита». Это очень хорошо было отражено в кинематографе тех лет. Достаточно вспомнить красноречивый диалог Нади Клюевой и Люси Виноградовой – героинь фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985).

– Откуда у тебя эти сапоги? Я за такими полгода гоняюсь.

– А это мне принесли. Франция.

– А джинсы какие? Индийские?

– Ты что? С Урала? Что? Разве не видно по коттону и по лейблу?

– Только при чем тут Урал? Не пойму что-то, – одергивает модниц Клавдия Матвеевна Степанкова.

И остается лишь вместе с ней удивляться, каким образом было внедрено в сознание людей пренебрежительное отношение к регионам России с богатейшими промышленными и культурно-историческими традициями.

Память о том, насколько уважительно и почтительно величали Урал до революции, сохранили фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Вид на г. Златоуст. Из фотоархива Прокудина-Горского 1909-1911.

В 1911г. во время фотосеанса для царственных особ были показаны съемки экспедиции по Южному Уралу.  На заставке была размещена такая надпись

                         Уралъ – батюшка

                          Города и трудъ.

И далее последовал показ изумительных фотографий: «Вид Златоуста», «Три поколения уральцев Калгановых», уникальный «Юрюзанский мост с выемкой» и множество-множество других.

«Три поколения уральцев Калгановых». Из фотоархива Прокудина-Горского 1909-1911.
Касли. 1909г.
Вид на г. Пермь. 1909г. Из фотоархива Прокудина-Горского 1909-1911.

Это сейчас великолепные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863 – 1944) знакомы очень многим. Но на протяжении восьми десятков лет его имя нигде не упоминалось. И хотя фотодело была поистине массовым увлечением в Советском Союзе, имени «пионера цветной фотографии» и создателя уникальной технологии фотосъемки – профессора С.М. Прокудина-Горского – не знал практически никто.

В 2013 г. вышел очень интересный фильм «Цвет нации» с подзаголовком: к 150-летию Прокудина-Горского и к 100-летию 1913 года (реж. Л. Парфенов). Автор посвятил свой фильм «одному делу Сергея Михайловича – съемке коллекции достопримечательностей Российской Империи. Чудо цветной дореволюционной России – самое поучительное наследие великого фотографа, – считает автор фильма. – Величайшая заслуга С.М. Прокудина-Горского в том, что он запечатлел то, какой была наша страна в свой Серебряный век». В его фотографиях обрели вечную жизнь навсегда утраченные в результате социальных потрясений архитектурные шедевры, промышленные объекты, а также обустроенный уклад жизни.

Коллекция Прокудина-Горского поразительна по своему географическому охвату.  В 1909 – 1916 он объездил большую часть России. 

Во время первой своей экспедиции по Мариинскому водному пути (в советское время – Волго-Балт им. Ленина) на оборудованном специальной фотолабораторией пароходе “Шексна” С.М. Прокудин-Горский проплыл от Санкт-Петербурга через ладожские каналы: Свирь — Онежский канал — Вытегру — Мариинский канал — Ковжу — Белозерский канал до Шексны. Посетил Старую Ладогу, Александро-Свирский и Кирилло-Белозерский монастырь. Во время этой экспедиции   помимо великолепных снимков северных пейзажей, монастырей, промышленных объектов, были сделаны ставшие сейчас знаменитыми фотографии “Молодых русских крестьянок недалеко от реки Шексна” (1909). Команда парохода “Шексна”, снятой на пароходной пристани в г. Вытегре, ниже Сиверсова моста. (1909)

С. М. Прокудин-Горский. Команда парохода “Шексна” г. Вытегра. 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Фотографии Молодых русских крестьянок недалеко от реки Шексна. 1909г.
С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Горицкого монастыря. Река Шексна.

Фотограф Прокудин-Горский совершил множество экспедиций по Российской Империи.
После экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути, который только проектировали, “в 1912 г. было предпринято путешествие — от Малоярославца до Вильны, во Владимир и Суздаль, в Смоленск, в Рязань, дважды в разное время года на Кавказ, снова на Урал и в Западную Сибирь.

Фото г. Смоленска
Фото г. Смоленска
Фото г. Смоленска

Побывал фотограф также в Крыму, Дагестане, Туркестане, Узбекистане, горах Алтая…

По высочайшему повелению Прокудину-Горскому предоставили для работ на суше специально оборудованный фотолабораторией вагон, для работы на водных путях — пароход с командой и маленький пароход, способный идти по мелководью, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург прислали автомобиль, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали доступ во все места Российской империи, а местные администрации обязали содействовать.

По планам за 10 лет Прокудин-Горский хотел сделать 10 тысяч снимков, которые должны были использовать для народного просвещения: показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны. В 1916 году вышел учебник “Родиноведенье”, проиллюстрированный снимками мастера.

Все цветные фотографии, сделанные Прокудиным-Горским, – уникальное явление в области фотосъемки. Как отмечают специалисты, даже фотографии, отснятые современным оборудованием, уступают по качеству цветным фотоснимкам Прокудина-Горского. А ведь им уже более 100 лет!

Сергей Михайлович создал свой метод цветной фотографии. В 1905 г. он  запатентовал свой сенсибилизатор, создав более светочувствительные пластины – Бромо – Серебряные пластинки, которые были одинаково чувствительны  ко всему цветовому спектру. Это сократило выдержку, ускорило съемку, оттого на фото все выглядит в естественных красках. Это изобретение Прокудина –Горского значительно превосходило по качеству аналогичные разработки, существовавшие в мире в то время. Таким образом технология, созданная Прокудиным-Горским, вывела цветную фотографию на новый уровень.

Прославился Сергей Михайлович также своими видовыми цветными открытками, которые знала вся Россия. «В то время цветные изображения получали так: сначала их раскрашивал художник, потом их печатали как литографии», – рассказывает сотрудник библиотеки Конгресса США. Открытки Прокудина-Горского уникальны, так как цвет воспроизводился с оригинального негатива.

На фотографиях Прокудина-Горского запечатлены не только красивые пейзажи и архитектурные памятники. По просьбе Министра путей сообщения С.В. Рухлова (1852-1918) Прокудин-Горский снимает транспортную инфраструктуру: железнодорожные мосты и переезды, станции и рабочих.

И фотографии Сергея Михайловича запечатлевают высокотехнологичный уровень железнодорожных мостов, построенных большей частью Н.А. Белелюбским (1845-1922)- выдающимся русским инженером, разработавшим уникальные технологии в области мостостроения. По его новаторским проектам (это отдельная интереснейшая тема!) было построено более 100 мостов, общей протяженностью более 17 км. Чего стоит один лишь  мост через реку Юрюзань, пролет которого одним концом опирается на искусственный устой, а другой конец – покоится на скале.

Юрюзанский мост (1910)

Сохранились фотографии ничем не отличающихся от современных железнодорожных переездов, красивых станций, хорошо одетых рабочих (все в кожаных сапогах).

Русские рабочие

Уцелели также великолепные фотоснимки Машинного зала Гиндукушской ГЭС на реке Мургаб. (1911).

Российские офицеры и ученые наблюдают за солнечным затмением. 1907г.

На многих фотографиях видны электрические столбы с проводами. Например, на фотографии новой гостиницы в Гаграх. Где также сохранились дореволюционная железнодорожная станция и электростанция, расположенная рядом. И несмотря на заброшенное состояние, эти стороения до сих пор впечатляют.

Гостиница в Гаграх (1912)

Потому неудивительно, что после революции фотографии С.М. Прокудина-Горского стали не нужны. Поскольку изображенные на них красивые, благоустроенные города и деревни, развитая инфраструктура, высокотехнологичные прмышленные объекты, красиво одетые рабочие и крестьяне – все это противоречило задаче – создать образ отсталой, нищей Российской Империи.  И великолепное наследие великого фотографа стало попросту уничтожаться. Чтобы спасти свою коллекцию, С.М. Прокудин-Горский покидает Россию.

Вид на Войсковой собор Святого Александра Невского, Батуми, Грузия
Абхазия

Но и в Париже, как вспоминает Дмитрий Свечин-внук Прокудина-Горского, уникальная коллекция достопримечательностей Российской Империи никому не была нужна. Никто не хотел ее опубликовывать во Франции. Разрушенная Империя никого больше не интересовала. Той России больше нет, и вспоминать нечего. Так считали и в СССР, и во Франции, и в остальном мире тоже.

С.М. Прокудин-Горский. Водопад Кивач.

Однако, как выдающийся фотограф С.М. Прокудин-Горский был очень востребован во Франции. В Париже вместе со своими сыновьями он создал семейное фотоателье, которое до 2 Мировой войны было единственным, выполнявшим услуги цветной фотопечати. Был издан официальный альбом Всемирной парижской выставки 1937 года со снимками всегдашних помощников Прокудина-Горского – его сыновей Михаила и Дмитрия, которые в 1930-е гг. под маркой “Gorsky Frères” создавали лучшую во всей Франции глянцевую рекламу и цветные фотографии. Внук Прокудина-Горского, Дмитрий Свечин, перешел от фотосъемки к документальному кино. Он стал лучшим оператором французской хроники.

Еще до революции С.М. Прокудин-Горский совместно с ещё одним выдающимся русским фотографом Сергеем Олимпиевичем Максимовичем (1876 -1942) разработали и запатентовали новую конструкцию киноаппарата для цветной съемки.  Было организовано акционерное общество «Биохром», которое за период 1910—1914 гг. выпустило несколько цветных фильмов. А на протяжении последующих лет оба фотографа взяли патенты по цветной кинематографии в Германии, Англии, Франции, Италии и России. 

Лугано (Швейцария). 1908г.
Капри (Италия). 1906г.

Позже, находясь уже в эмиграции, Прокудин-Горский писал: «Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание, — это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т. е. в истинных цветах»

«После смерти в 1944 году С.М. Прокудина-Горского его наследники в 1948 году согласились продать негативы Библиотеке Конгресса США – не столько ради денег, сколько чтобы коллекция наверняка сохранилась. В этой библиотеке хранится одно из крупнейших в мире собраний русских книг, журналов, газет, архивов и прочих материалов. Здесь среди восьми миллионов единиц хранения фотоотдела сберегают 1900 цветных оригиналов Российской империи С.М. Прокудина-Горского.

Американцы и сами только спустя 50 лет поняли, какое сокровище приобрели, когда изображения отсканировали и три цветовых слоя наложили друг на друга электронно. Результаты своих работ Библиотека Конгресса опубликовала в 2001 году, и тогда коллекция Прокудина-Горского воскресла. С тех пор она мировой шедевр пионерской цветной фотографии и самое уникальное свидетельство эпохи.

 В 1980 г. издательство «The Dial Press» (США, Нью-Йорк) выпустило альбом «Фотографии для царя», составленный из материалов Библиотеки Конгресса профессором Робертом Алхаузом, ему же принадлежит вступительная статья и комментарии.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский совершил фантастический подвиг – технологический и патриотический. Сохранившиеся 1900 негативов – они, и только они, позволяют посмотреть на “позапрошлую Родину” в сегодняшних представлениях, в сегодняшних стандартах изображения. Россия вообще единственная страна на свете, которая была более или менее систематически снята до Первой мировой войны в XIX веке. Потом сломалась эпоха, и она живет только на этих снимках Прокудина-Горского. Снятое Прокудиным-Горским выглядит потрясающе современным с точки зрения технических параметров. Эти фотографии, слайды можно печатать любым размером, хоть на торцах домов — зерно не лезет. Это такое качество, которое мы даже не можем себе представить.» (Л.Парфенов – автор фильма “Цвет нации”).