На необъятных просторах Руси чудом выжили и продолжают стоять столетние красавцы –деревянные дома, украшенные ажурной резьбой. Сказочная красота этих домов завораживает. На их стенах нет памятных досок с указанием имен архитекторов, создававших это чудо. Их были тысячи, десятки тысяч умельцев: аргунов, косопузов… (в каждом регионе их именовали по-разному), чье ремесло состояло в сотворении красоты – ажурной домовой резьбы: прорезной, рельефной, скульптурной, накладной… Резьбой (в разной степени) был украшен каждый дом.
«Все говорило о страстной тяге наших предков к красоте» (И. Глазунов). И все это также говорит о древности и самобытности русской культуры. Очень многое забыто, в том числе и глубинный смысл строительной орнаментации. На это еще в 1918 г. обратил внимание Сергей Есенин в очерке «Ключи Марии», когда писал о «нашем не поясненном и не разгаданном никем бытовом орнаменте».
«Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца … носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице… Отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу… Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего», — и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента. Если б хоть кто-нибудь у нас понял в России это таинство, которое совершает наш бессловесный мужик.»
![](http://www.oriononline.info/wp-content/uploads/2022/02/1644414584787_20210702_125419-768x1024.jpg)
Опоэтизированный мир русской деревни словно обрел вторую жизнь в творчестве Сергея Есенина. Понимавший сокровенную суть крестьянской жизни в очерке «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба… — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще… отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов.
Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути.
Единственным… хранителем этой тайны была… деревня».
Родина поэта – село Константиново, расположенное на правом берегу Оки, в 43 километрах от Рязани, поражает уникальностью ландшафта и удивительной красотой природы. Село относится к одному из красивейших.
«Не просто же так издревле рязанских мастеров – строителей уважительно называли «Рязань косопузая». Определение «косопузости» происходит от носимого за поясом топора, при помощи которого рязанские мастера могли и дом срубить, и мебель сделать». (Ю. Ульянов)
![](http://www.oriononline.info/wp-content/uploads/2022/02/Capture.png)
Многие дома, построенные руками умелых мастеров, сохранились, но с каждым годом их становится все меньше. Хрупкая и беззащитная красота, не выдерживая натиска бетонных коробок, уступает им свое место.
![](http://www.oriononline.info/wp-content/uploads/2022/02/20210627_112559-1024x768.jpg)
Это уходящее очарование сказочной красоты стало источником вдохновения уже для современной поэзии.
Я уйду в кружева
Автор: Надежда Буранова
деревянных “оков”,
откажусь
от бетонной “свободы”.
Заберусь в эти книги
ушедших веков,
где историй –
на долгие годы.
Сквозь прозрачную вязь
постаревших страниц,
словно в кущах
небесного сада,
я увижу волшебных,
диковинных птиц,
ожерелья цветов.
И отрада
прибежит в мое сердце
веселой волной
от высокой светелки
и фриза.
Будут солнце и звезды
сиять надо мной,
над ажуром
резного карниза.
Наряду с уникальной деревянной домовой резьбой сохранились (в гораздо меньшем количестве) образцы ажурной каменной резьбы. Облик зданий, в архитектуре которых присутствует ажурная каменная работа, сильно поврежден, но даже то, что сохранилось, восхитительно. Рельефное художественное оформление окон, дверных проёмов, белокаменные резные колонны – все это свидетельство высококлассного профессионального мастерства русских зодчих, каменщиков и камнерезов. Имена их, за небольшим исключением, почти не известны. Одним из таких исключений является имя Якова Бухвостова – талантливого русского зодчего- крестьянина из подмосковного села Никольское – Сверчково.
Именно его имя указано на информационном табло Успенского собора в Рязани. Выполненный из красного кирпича с характерным пышным белокаменным декором, Успенский собор представляет собой уникальный архитектурный шедевр, являясь украшением Рязани.
Однако, настоящее имя современной Рязани – Переяславль Рязанский, который был построен в междуречье рек Трубеж и Лыбедь, став заменой стертому с лица земли знаменитому городу, стоявшему на реке Оке.
«Имя Рязань носил в древности совсем другой город, расположенный в 50 км к юго-востоку от современного. Это был могущественный, богатейший город, важнейший торговый центр на великом «янтарном пути» из Балтийского моря в Черное. Рязанью назывался в то время и весь могущественный тогда край в бассейне среднего течения Оки, вплоть до верховьев Дона. Здесь высочайшего уровня развития достигли культура и искусство. Географы 9 – 10 веков называли этот край Артанией, описывая его как один из трех важнейших центров Древней Руси». (Е.В. Михайловский «Рязань. Памятники архитектуры и искусства»)
Название Артания вновь введено в оборот. В частности, в Музее истории рязанского леденца можно узнать, что «Артания – это земля плодородная и божественная».
Разрушенный в 13 веке город Рязань больше никогда не возродился. Сейчас это место называется Старая Рязань. Стоящая на высоком берегу реки Оки, недалеко от впадения в нее реки Прони, Старая Рязань своим географическим положением, как отмечает исследователь Ю. Ульянов, подтверждает традицию расположения древних русских городов, согласно которой они строились не просто на берегах рек, а на стыке двух рек. Являясь важнейшей частью основного торгового пути из Балтийского в Черное море, Ока (как и реки Верда, Воронеж, Дон и др.) на своем протяжении тщательно охранялась белопоместными казаками, проживавшими в специально созданных полковых поселениях, получивших название Шилово. ( Ю. Ульянов «Артания – Русь Арийская»). Населенные пункты Шилово сохранились до сих пор в Рязанской и Воронежской областях. И что интересно – они по-прежнему стоят на месте сляния двух рек.
![](https://www.oriononline.info/wp-content/uploads/2022/02/20210630_132003-1024x610.jpg)
Проводимые на месте Старой Рязани археологические исследования не перестают удивлять специалистов – в огромном количестве отыскиваются необыкновенные по красоте ювелирные изделия, технологии изготовления которых намного превосходят современные возможности. По количеству находимых монетных кладов Старая Рязань является одним из главных мест.
![](https://www.oriononline.info/wp-content/uploads/2022/02/20210630_132018-1024x733.jpg)
Знаменитые «Рязанские Бармы» хранятся в Оружейной палате в Москве, в Эрмитаже в Петербурге и Кремле современной Рязани.
![](https://www.oriononline.info/wp-content/uploads/2022/02/20210830_172636-687x1024.jpg)
Возможно, что сокрытый землей древний город откроет свои тайны, и многие исторические события предстанут совершенно в другом свете.
![](https://www.oriononline.info/wp-content/uploads/2022/02/20210630_132034-1024x552.jpg)
А пока каждого приезжающего в этот чудесный город встречает установленный прямо у выхода с вокзала красочный плакат с вопросом: «А вы знали, что Старую Рязань называют «Русской Троей»?