Под влиянием Русских Сезонов сформировалось и творчество знаменитой Габриэль (Коко) Шанель (1883 -1971).

В 1913 году Габриэль Шанель была очарована балетом «Весна священная», поставленным «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. (Композитор – Игорь Стравинский, автор декораций и костюмов –Николай Рерих, хореограф – В. Нежинский).

С самим Сергеем Дягилевым она познакомилась в 1920 году. Шанель была поражена его удивительной художественной интуицией и абсолютно новым пониманием искусства как единство танца, музыки, живописи, декораций и костюмов. Это знакомство положило начало длительному плодотворному сотрудничеству, подарившему миру множество совместных творческих проектов. Первым из них стала новая постановка балета «Весна священная». Затем ею были созданы костюмы для балета «Голубой экспресс» (1924). Сегодня костюмы “Русских сезонов”, созданные Л. Бакстом, Н. Рерихом, В. Серовым, А. Головиным, С. Судейкиным, А. Бенуа… (в том числе, костюмы «Голубого экспресса»), выставлены в музеях всего мира: в Национальной Галерее Австралии, в Стокгольме, Лондоне, в Театральном музее Петербурга. Самая большая коллекция находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Шанель на всю жизнь оказалась связана с миром танца через Сергея Дягилева и Русские балеты.

Случилось так, что Дягилев скоропостижно скончался в Венеции в день рождения Шанель – 19 августа. Она же вместе со своей подругой (М. Серт) провожала его в последний путь, организовав достойные похороны. С тех пор свой день рождения 19 августа Шанель не праздновала уже никогда, т.к. эта дата осталась для неё днем памяти великого импресарио. После смерти Дягилева в 1929 году Шанель продолжила сотрудничать с «Русским балетом в Монте-Карло».

В своем творчестве она активно использовала традиции русского народного стиля, создавая платья-рубашки с вышитым воротником и поясом, сумки через плечо, пальто и костюмы, отделанные мехом и бисером.

Шанель внесла свой огромный вклад в создание французского Дома русской вышивки Китмир. (Более подробно в книге Анри Гиделя «Коко Шанель (Henry GIDEL Coco Chanel.)

В творческой биографии Габриэль Шанель есть еще один очень интересный факт.

Знаменитые духи Шанель №5 названы её именем. Но имя создателя этих духов знают, наверное, далеко не все. Появление Шанель №5 связано с еще одной закрытой до недавнего времени страницей русской истории, а именно, – с высоким уровнем развития парфюмерной промышленности в Российской империи.

Парфюмерная фабрика «Свобода», работающая в Москве и поныне, была основана в 1843 году и до революции называлась Товарищество «А. Ралле и Ко». Это была крупнейшая парфюмерная фабрика в мире. К примеру, прейскурант известной французской фирмы «Pino» содержал 80 наименований ароматов, а российская «А. Ралле и Ко» в период расцвета предлагала своим клиентам 675 различных наименований парфюмерной продукции. Фабрика приносила огромные прибыли, потому расширялась, и строились новые производства. На юге России Товарищество имело собственные плантации, где выращивались эфиромасличные культуры, и было налажено получение душистых веществ.

Совершенствовалась и рецептура парфюмерии. Изобретением Торгового Дома Ралле были так называемые «зимние духи»: в суровые и продолжительные российские зимы, которые весело отмечались зимними гуляниями, катанием на тройках, балами и приемами, Ралле радовал своих поклонниц духами, за которыми тянулся насыщенный шлейф ароматов. Эти духи на свежем морозном воздухе приобретали чистую хрустальную ноту, что придавало им особенный шарм. Признанные красавицы тех времён называли их «Духи для меха». Очень модно было душить перчатки, шляпки и меха – мода распространилась не только в Москве и Петербурге, но и в Европе. Высокий класс духов «Ралле и Ко» был всемирно признан. 

На проводимых международных выставках продукция фабрики неизменно занимала призовые места и получила в общей сложности более 60 высших наград. Товары «Ралле и Ко» продавались по всей Европе – во Франции, Германии, на Балканах и в Турции, а также в Манчжурии и на Дальнем Востоке. В России Товарищество имело свои отделения в Екатеринбурге, Ташкенте (Среднеазиатское отделение), Тифлисе, Харькове, Варшаве, Кисловодске, Одессе (Южное отделение), Иркутске, Вильно. Магазины «Ралле и Ко» были открыты в Москве (в Верхних торговых рядах, на Никольской улице), а также в Ессентуках и Пятигорске. Самым крупным из них был московский магазин на Кузнецком мосту и оптовый магазин.

В 1855 году фабрика получила статус Поставщика двора Его Императорского Величества.

В 1907 году главным парфюмером фабрики был назначен Эрнест Бо (1881– 1961).  К. М. Веригин, много лет проработавший с ним, писал об Эрнесте Бо: «Для  Дома Ралле он создал целый ряд духов, основанных на экстракте Tsarsky Veresck (Царский вереск). Потом, в 1912 году, к празднованию столетия Бородинской битвы, он выпустил Bouquet de Napoleon, имевший, по собственным его словам, невероятный успех. Любителям ароматов предлагались знаменитые на весь мир «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Букет Екатерины», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви, “Анютины глазки” и еще несколько десятков романтических названий. В последних новостях можно было прочитать, что в продаже появился новый «божественный аромат».

Спустя много лет, сам Эрнест  Бо напишет в своих воспоминаниях. “Дому Ралле  приходилось приспосабливаться к чрезвычайно обширному рынку (180-миллионная Россия, Китай, Персия, Балканы и т. д.) и считаться со вкусами русских женщин в использовании духов и предметов роскоши. Полные поезда увозили во все стороны света туалетное мыло, рисовую пудру, одеколон и духи”. 

Успешное развитие дел прервала 1 мировая война. Эрнест Бо отправился на фронт. В 1918 году были получены сообщения, что фабрика была национализирована, а Эрнесту не стоит возвращаться в Москву. 

Эрнест Бо начинает свою жизнь с самого начала в послевоенной Франции.  Он продолжает любимое дело и особенно увлекается  альдегидными запахами. Его первыми духами, созданными во Франции, стали Rallet №1, в которых парфюмер воссоздавал аромат утраченных  духов «Букет Екатерины». По просьбе Коко Шанель он создает для неё альдегидный парфюм, который позднее и получил название Chanel No.5. ( Т.к из предложенных ей ароматов она выбрала тот, который был пронумерован числом 5).
 Этим духам суждено было стать самым выдающимся изобретением в парфюмерии ХХ-го века среди альдегидных ароматов.  

Духи были выпущены в 1921 году и стали революционными. К традиционным и дорогим цветочным эссенциям была добавлена небывалая доза недавно открытых альдегидов, придававших им особую свежесть северных рек.

30 лет бок о бок с Эрнестом Бо проработал парфюмер  Константин Михайлович Веригин (1899 – 1982) . Веригин  был поэтом ароматов, как его называли коллеги. «Действие аромата на человеческий организм, — писал он, — сложно и многообразно, но особенно способствует полету фантазии. Если же переживаемый момент сам по себе полон яркости, то обрамленный ароматом, он особенно сильно запечатлевается в памяти», — отмечал он в своей книге «Благоуханность».

 В своих мемуарах 1965 года «Воспоминания и духи» Константин Веригин отмечал, что  Эрнест Бо в духах «Шанель»№5 пытался воссоздать аромат холодных рек озер Кольского полуострова посреди полярного дня.  Для него  запах альдегидов, которые в те времена парфюмеры использовали весьма осторожно, опасаясь слишком сильного аромата нового синтетического компонента, был воспоминанием о России. Точнее, о Кольском полуострове.

Об этом же и сам  Эрнест Бо писал в своих воспоминаниях:«Я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной кампании прошла в северных странах Европы , за Полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озера и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти…».

Есть предположение, что альдегиды Э.Бо использовал еще в1913 году при создании духов «Букет Екатерины», которые не сохранились. Когда в 2007 году химическому анализу подверглись сделанные Э. Бо после приезда из России духи Rallet 1, близкие к «Букету Екатерины», выяснилось, что в них используется большое количество альдегидов, как и в Сhanel №5.

 Знаменитые духи Сhanel №5 в мае 2021 года отметили своё столетие, и в связи с этой датой было опубликовано много интересных материалов.

«Ароматы так же, как и фильмы, стоит рассматривать в контексте эпохи и их исторического значения. У Chanel №5 оно огромно, — объясняет «Газете.Ru» коллекционер и исследователь парфюмерии Галина Анни. — Эти духи послужили появлению целого класса цветочно-альдегидных ароматов, к которым относятся, в частности, Arpege Lanvin 1927 года или созданные много позже и любимые советскими женщинами духи Madame Rochas и Climat Lancome. Революционный флакон также породил множество подражаний».

 В 1917 году Товарищество «Ралле и Ко» было национализировано и стало именоваться «Государственный мыловаренный завод №4». Парфюмерия и косметика в гражданскую войну потеряли свою актуальность, спрос на них резко упал. Как и другие аналогичные предприятия, завод перешел на выпуск только мыла.

В 1922 году руководители нескольких «номерных» предприятий, недовольные безликими названиями заводов, стали ходатайствовать перед Советом народных комиссаров о присвоении им более благозвучных имен. «Государственный мыловаренный завод №4» был переименован в «Государственную мыльно-косметическую фабрику «СВОБОДА».

Есть своя история и у парфюмерно-косметической фабрики «Новая Заря», которая не сразу обрела свое современное название. После революции она была переименована сначала в «Жиркость», затем в «Тэжэ» (Трест эфирно-жировых эссенций). Само же предприятие было основано в 1864 году парфюмером Г.А. Брокаром (1839-1900) и называлось «Товарищество Брокаръ и Ко». 

Г. А. Брокар получил титул Поставщика Его Императорского Величества после того, как в 1873 году преподнес дочери Александра II, Великой княгине Марии Александровне, букет, состоявший из надушенных восковых цветов, каждый из которых издавал аромат живого цветка. Брокар создал духи, в которых воссоздал аромат восковых цветов, и назвал их “Букет императрицы”.

В 1913 году к 300-летнему юбилею Дома Романовых все Официальные поставщики Российского Императорского двора стремились преподнести юбилейные подарки, некоторые из которых не исчезли вместе со своей эпохой, а стали известнейшими советскими торговыми марками. Например, хорошо известное печенье «Юбилейное» появилась еще до революции и обязано своим названием 300-летию дома Романовых. При этом, как утверждает представитель компании «Большевик» (бывшее Товарищество Сиу и Ко), продукт остался самим собой — как снаружи, так и внутри с сохранением названия. 

К 300-летнему юбилею Императорского дома Товарищество Брокаръ и Ко преподнесло вдовствующей императрице Марии Федоровне духи, в которых был воссоздан аромат воскового букета Брокара. Духи произвели большой эффект и были названы «Любимый букет императрицы». 

В 1922 году парфюмеры национализированной фабрики «Товарищество Брокар и Ко» еще раз воссоздали этот аромат, который получил название “Красная Москва”. Как отмечают исследователи, некоторые компоненты первоначального аромата были изменены из-за их отсутствия в тогдашней России.