Так называлась лекция, которую можно было услышать на выставке «Чаепитие по-русски».
Автор проекта – известный московский экскурсовод И.В. Чичкина рассказывала о русских купцах – производителях и поставщиках чая. Материал на эту тему стал появляться не так давно, и то, что становится известным, меняет традиционные представления о развитии мировой чайной промышленности.
Два года назад небольшой и мало кому известный сейчас город Кяхта (современная Бурятия) отметил своё 290-летие. На протяжении столетия он являлся важнейшим центром Великого чайного пути. Именно Кяхта снабжала чаем всю Россию и Европу. Причем в России этот чай назывался кяхтинским, а в Европе русским.
Основателями мирового производства и торговли чаем являются несколько купеческих династий – «товарищества наследников А.С. Губкина, чайный дом Высоцких, знаменитая московская чаеторговая семья Перловых, семейный клан Боткиных и фирма братьев Поповых». Не менее знаменитыми были чаеторговцы Усачевы, Сабашниковы, Кузьмичёвы… Как уже отмечалось, русские купцы, в какой бы отрасли они ни работали, перекупщиками не были. Они продавали товар, который производили сами. Все русские купцы имели на территории Китая свои собственные чайные плантации, склады и фабрики, на которых было налажено производство чая.
Китайцы помнят до сих пор фабрики купцов Поповых – выходцев из крестьян посада Большие Соли Костромской губернии. Сохранившиеся артефакты, свидетельствующие об истинном размахе чаепроизводства и чайной торговли Российской Империи, можно увидеть в казанском музее чайной культуры «Чайный путь».
Здесь представлены: карта с изображением главных путей русской чайной торговли и ее важнейшие рынки, коллекция посуды и чайной утвари, старинные фотографии чайных складов Кяхты, оригинальные упаковки для хранения, транспортировки и сортировки чая с указанными на них фамилиями когда-то знаменитых купцов-предпринимателей, но практически полностью забытых сейчас.
Чай был товаром нежным и прихотливым. Расстояние, которое проходил чайный лист от производителя до потребителя, было огромным – 6 тысяч километров от Кяхты до Москвы. Весь путь мог занимать около года. Братья К.А. и С.А. Поповы решили ввозить чай из Китая не по суше, как делали остальные купцы, а морем через Одессу. Замысел Поповых должен был сэкономить время на перевозку, но в то время эту отрасль практически монополизировали Перловы, и соперничать с ними мог не каждый купец. Тогда, как рассказывает Дм. Абрикосов, братья Поповы в сотрудничестве с А.И. Абрикосовым смогли создать новую уникальную технологию упаковки чая для транспортировки таким образом, что чай не только не портился в дороге, но качество его только улучшалось, и его сортность в пути даже повышалась.
Чай, который производили русские купцы, был высшего качества, т.к. выращивался на чайных деревьях, листья с которых собирались вручную. Сортность английского чая была намного ниже, т.к. он выращивался на кустах, и при сборе урожая листья топтались ногами.
О других интересных подробностях чайного производства можно узнать из книги, написанной самим К.А Поповым (1814 -1872), вышедшей в 1870 году под названием «О чаѣ и его приготовленiи русскими въ Китаѣ».
Вот что пишет знаменитый чаеторговец.
«Многие думают, что зеленый чай подкрашивается для придания ему зеленого цвета, но это весьма ошибочное мнение: нет надобности придавать высшему сорту чая то, что он имеет и без искусственной подделки. Другое дело относительно низкого зеленого чая, вывозимого более всего в Азию и Австралию, да частию в Лондон, он по своему бурому цвету подкрашивается, как говорят, индиго, в смешении с сернокислою известью. В Россию же подкрашенные зеленые чаи не привозятся на том основании, что у нас зеленый чай идёт в весьма малом количестве и при том употребляются одни только лучшие его сорта. Тоже можно сказать и про желтый чай, он употребляется у нас как роскошь: его пьют большею частью сейчас же после обеда, заменяя им чёрный кофе.
Для употребления чая как напитка, надо иметь иметь хорошо вылуженный самовар, чистую, без всякого постороннего вкуса воду (речную или ключевую) и фарфоровый или фаянсовый чайник; говорим фарфоровый или фаянсовый, потому что в последнее время появился новый род чайников, сделанных из британского металла, в которых, говорят, будто бы чай дает больше настоя, но по исследованию это оказывается не совсем верно: опыт показывает, что такой чайник прежде всего сообщает напитку свой металлический запах: правда, что чай распускается в нем скорее, потому что металл нагревается скорее, чем фарфор; но чай в этом случае отдаёт сразу всю свою силу и настой, тогда как фарфоровый чайник, нагреваясь не вдруг, не может распустить сразу листьев чая, а с каждым наливанием кипятка чай распускается постепенно, и аромат его держится до последней чашки, потому и нельзя полагать, чтобы настой мог держаться долее в металлическом чайнике, чем в фарфоровом».
В 1904 году покупателям был предложен чай в пакетиках. Автор идеи –англичанин Томас Салливан (Tomas Sullivan). Однако, качество содержимого пакетика остается спорным. В пакетике находится чайная пыль – лист категории D. Пыль образуется либо путем срезания края листа, либо путем сбора «чайного мусора», который образуется в процессе ферментации, сушки и фасовки чая.
Прообразом чайного пакетика послужила, видимо, когда-то широко распространенная в России, но ставшая теперь музейной редкостью, небольшая серебряная ёмкость на цепочке с закрывающейся крышкой, предназначенная для разовой индивидуальной заварки чая.
Стало музейной редкостью и огромное разнообразие заварных чайников и самоваров. Каких только форм, и предназначений не выпускались самовары: дорожные, буфетные, самовары-сбитенники, самовары магазинные, самовары детские, самовары-кухни, разделенные на три отсека, в двух из них варилась еда, в третьем кипятилась вода для чая…
Каждая форма самовара имела свое название: «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка». Отличались самовары и по материалу изготовления: медные, латунные, томпаковые, серебряные, никелированные, позолоченные, фарфоровые…, и по размерам: от огромного 70-литрового буфетного до крошечного «на три капельки воды».
Всю эту красоту можно увидеть в Касимове (Музей Русский Самовар), в Твери (Музей Тверского быта), в Туле (Музей Тульские самовары). В одной только Туле к 1850 году работало 28 самоварных фабрик, принадлежащих знаменитым купцам-производителям: Баташовым, Салищевым, Маликовым, Лисицыным, Ломовым, Воронцовым, Капырзиным, Сомовым, Шемариным, Фоминым…
Эти имена, как и имена купцов – чайных королей империи, практически забыты. Предана забвению и русская чайная традиция. Нет больше ни чайных, ни трактиров, для которых, как отмечает Чичкина, в том дореволюционном его понимании, был нужен высокий класс персонала. «Потому что половые (так называли официантов в чайных) разносили кипящие чайники на двух пальцах. Они носились по залу. Чайная пара (большой чайник с кипятком и маленький с заваркой) стоила 5 копеек. При том, что чай был самого высокого качества. Сейчас чай, который мы знаем как английский, весь мир знал как русский. Представительства русских чайных компаний были во всех странах мира».
Современный покупатель, приобретая чай в сетевых магазинах, довольствуется, как правило, хорошо известными марками: Lipton, Earl Grey, Ahmad Tea Ltd. За прошедшие сто лет гигантская отрасль русского чаепроизводства и традиция чаепития буквально растворилась. Ушли в небытие когда-то знаменитые на весь мир, не имевшие себе равных по качеству Чаи Кузнецова, Высоцкого, Спорова, Соловьева, Перлова, Некрасова, Поповых, Усачевых ….
Однако, существует несколько любопытных исторических фактов.
Если в современной России чайная традиция практически сведена на нет, то во Франции она сохранилась, и чайные салоны (Salons de Thé) очень популярны. И лучшей маркой французского чая считается Kusmi thé.
История этого чая стоит особого внимания. Изгнанный после революции сын знаменитого чаеторговца Павла Михайловича Кузьмичева – поставщика двора его императорского величества – обосновался в Париже и открыл свой магазин. Русский чай пользовался по всему миру большой популярностью, и вскоре Кузьмичев открыл свои представительства в Лондоне, Константинополе, Нью-Йорке и других крупных городах мира. В России этот чай не продается, и о нем практически никто не знает.
В современной России название компании Wissotzky Tea практически никому не известно. Но её историческое название «В.Высоцкий и К». После её ликвидации в 1919 году она стала одной из лучших чайных компаний государства Израиль.
Прославились Чайные короли России и своей благотворительной деятельностью. Лишь один пример.
Начав свою чаепроизводственную деятельность в 1787 году, купцы Перловы (выходцы из московских посадских людей) получили дворянский титул в 1887 году. На фамильном гербе было изображено чайное дерево в обрамлении шести жемчужин и надпись «Честь в труде». К концу XIX века Перловы имели 130 собственных магазинов в Европе и России и вели активную благотворительную деятельность: Перловы открывали больницы, народные столовые, строили оранжереи и приюты, учреждали стипендии, жертвовали средства на сооружение памятников и храмов, опекали Оптину пустынь, обеспечили работой и средствами к существованию 800 инокинь в Шамординском монастыре. Подобный перечень благотворительной деятельности имела каждая без исключения купеческая семья.