Хлудовские бани (в советское время Центральные) проработали ровно сто лет с 1893 по 1993 годы. Затем здесь случился пожар, после которого в уцелевших помещениях был открыт ресторан «Серебряный век», закрывшийся совсем недавно. В определенные часы здесь проводились довольно интересные экскурсии, cодержание которых основывалось на дневниковых записях Ивана Аксенова, работавшего в банях при Хлудовых.
Купец первой гильдии (выходец из крепостных крестьян!) Герасим Иванович Хлудов, а затем его четыре дочери строили не просто бани, а целый банно-торгово-развлекательный комплекс, в котором посетителям помимо пользования банями предлагался широкий спектр услуг: медицинские консультации, врачебная помощь, массажные кабинеты, рестораны, трактиры, магазины, продуктовые и парфюмерные лавки, парикмахерские, механические прачечные, отель, специальные детские комнаты, где присматривали за детьми, залы для деловых переговоров и заключения торговых сделок. Ничего подобного этому комплексу в мире еще создано не было.
После революции и национализации всех предприятий, созданных династией Хлудовых, их идея по созданию многофункциональных комплексов была заимствована коммерческими компаниями и положена в основу создания торговых центров, получивших распространение по всему миру. Но превзойти уровень роскоши и предоставляемых услуг, а также ценовую политику Хлудовых не смог никто.
Цены были копеечными: начиная от 5 копеек для бань общего пользования, поднимаясь до 30 копеек в «дорогих» помещениях женского разряда, оборудованных диванами и туалетными столиками с зеркалами; и достигали 50 копеек в мужских банях высшего разряда. Во всех разрядах бань был отдельный душ, где с определенной частотой менялась температура воды, то прохладная, то теплая, и это было не единственное новшество. Центральные бани поначалу большого дохода не приносили и были просто подарком владельцев москвичам и гостям Первопрестольной. Окупились они лишь через 11 лет.
Хлудовы поставили перед архитекторами задачу – создать бани сказочной красоты, что и было сделано Львом Николаевичем Кекушевым, который при строительстве банного комплекса состоялся как выдающийся архитектор роскошных интерьеров и инженер-изобретатель. Помимо знаменитого лифта, способного подниматься даже при полном отключении электричества, «Кекушев, как пишет в своем очерке Е. Аксенов (внук Ивана Аксенова), сам произвел расчеты и соорудил центрифугу для банных веников. Дело в том, что во всех московских банях в те годы проблемой номер один было, как и куда девать такое огромное количество использованных веников. Ведь к концу рабочего дня во дворе вырастала гора мокрых веток, которые надо было как-то утилизировать.
Инженер Лев Кекушев вместе с главным архитектором строительства нашли выход: они решили с помощью паровой центрифуги выжимать из веников воду, как в современных стиральных машинах, а затем малыми партиями сжигать их вместе с дровами в главном котле. Кекушев создал также и машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года. В Центральных банях изначально по чертежам Льва Николаевича Кекушева были сделаны очистные подземные сооружения с тройным отстойником. В 1913 году с разрешения Хлудовых к этим очистным сооружениям присоединили гостиницу и ресторан «Савой» Однако, мой дед (как сообщает Е. Аксенов) еще в 1912 году записал в своем дневнике, что от главного котла Центральных бань проводили трубы для подачи горячей воды во все номера новой гостиницы «Савой». Причем сама гостиница имела свою котельную, но в сочетании с банями проблем с горячей водой там не было даже в очень тяжкие времена, и постояльцы в любое время могли мыться в ваннах, кои были в каждом номере.
Л.Н. Кекушев изобрел сушильню, которая была вмонтирована в потолок в раздевальне, здесь же архитектор установил роскошный камин со львами (фирменный знак Льва Кекушева).
Раздевальня была так красиво отделана, что в 1993 году в ней был устроен главный зал ресторана «Серебряный век». Помещение банной парикмахерской также использовалось как ресторанный зал. Украшением бань стал круглый бассейн, установленный на втором этаже в Высшем разряде мужского отделения, по краям которого были установлены четыре большие скульптуры «античного» стиля. Это первый в Москве бассейн такого размера, да еще на довольно большой высоте от земли. Установленный на полусводчатой арке, он создавал ощущение висящей в воздухе чаши, наполненной водой. Многие богатые посетители бань имели при своих домах парилки и бассейны, но заменить атмосферу общения невозможно. И Центральные бани сразу стали своеобразным клубом, причем не только мужским, но и женским. В парилках Центральных и Сандуновских бань вершились дела на миллионы, обсуждались и решались проблемы Москвы и вопросы общегосударственного уровня.
Мавританский зал, использовавшийся как курительная комната, напоминает сказочный дворец.
Великолепна мраморная парадная лестница, также спроектированная Л.Кекушевым. Использовались только дорогие отделочные материалы: красное дерево, позолота. Даже маленький фонтан в вестибюле гостиницы был сделан из очень редких сортов мрамора. На окнах Центральных бань были установлены цветные витражи, причем разные по рисунку, но с общим цветовым решением. Голубой цвет в верхней части стекла создавал впечатление, что даже в плохую погоду за окном светит солнце.
Бани, действительно, получились сказочными. И правильнее их было бы назвать Дворцом для мытья.
Герасим Иванович Хлудов – младший сын Ивана Хлудова – основателя купеческой династии создал бизнес планетарного масштаба. Вместе со своими братьями он основал в Егорьевске крупнейшую в мире бумагопрядильную фабрику (с капиталом в 14 млн. руб.), на которой вырабатывали до 60 пудов пряжи в день. Для нужд фабрики специально выращивался хлопок в Южной и Северной Америке. Работать на фабрике Хлудовых считалось за честь, и лучшие специалисты со всего мира стремились наняться на работу к Хлудовым. Выпускалось огромное количество хлопчатобумажных изделий, которыми одевали (в том числе) практически весь Китай.
Огромные доходы Герасим Хлудов направлял на благотворительную деятельность. Начав строительство Богадельни – Дома призрения для бедных, Хлудов купил для этого 2,8 га земли в Басманной части Москвы и специально оговорил в завещании сумму полмиллиона рублей на строительство… По тому времени сумма была астрономической, и богадельня получилась наподобие дворца.
Первоначально в Богадельне проживало 80 человек. Но дочери Г.И. Хлудова достойно продолжили благотворительную деятельность своего отца. Кроме богадельни в комплексе были построены еще корпуса с 87 безоплатными квартирами для вдов с сиротами, начальная школа, ремесленное училище, домовая церковь.
К 1913 году вдоль берегов Яузы на большом (более 3 гектаров) участке тянулся огромный благотворительный комплекс, где без оплаты в квартирах жили 570 вдов с детьми, в приюте находилось 105 человек, в ремесленной школе обучалось 60 девочек, а в начальной школе — 95 учеников. Подобная благотворительная деятельность осуществлялось и в Егорьевске.